ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Плехун Людмила Геннадьевна, учитель географии, МОУ «Петровская СОШ», с. Лузино.
Как лучше всего подготовится к ЕГЭ по географии? Для этого необходимо знать примерную структуру варианта ЕГЭ, особенности отдельных его частей и примеры заданий, которые могут быть предложены в каждой из частей экзаменационной работы. А дальше тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Именно с этой целью я использую лекционно-семинарскую систему обучения географии в старших классах. ЕГЭ по географии сдается за весь курс 6-10 классов, а не только по результатам заключительного курса, который мы изучаем в 11 классе. Недопонимание этого момента стоило многим абитуриентам получением «двойки». Таким образом, для подготовки к ЕГЭ необходимо повторить учебный материал начального курса географии, географии материков и океанов, физической и экономической географии России, а так же материал по экономической и социальной географии мира. Лекционно-семинарская форма обучения позволяет учащимся оперативно использовать, систематизировать информацию, находить в ней главное, наиболее актуальное в данный момент процесса обучения и развивать активное применение этой информации в своей учебной деятельности. Лекционно-семинарская система обучения, как и любая система, представляет собой «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.
Заключительный курс опирается на значительную базу уже имеющихся у учащихся знаний и умений по географии. Лекционно-семинарская система позволяет включить в процесс обучения большой объем самостоятельных работ с различными источниками экономико-географической информации: картами, справочниками и т.п. Лекционно-семинарская система соответствует возрастным особенностям учащихся 15-17 лет, которых отличает способность пользоваться различными приемами логического запоминания, более активный, самостоятельный и творческий характер умственной деятельности, потребность в самостоятельном приобретении знаний, широта, устойчивость и действенность познавательных интересов.
Методические особенности лекционно-семинарской системы Направляющее положение в системе занятий занимает лекция. С нее начинается изучение курса, раздела, темы. Она определяет основное содержание и характер всех других организованных форм. На лекционных занятиях учитель закладывает основные теоретические знания. Основой является практикум, так как основой успеха на экзамене является систематическое, последовательное повторение важнейших вопросов по курсам школьной географии, восстановление в памяти представлений о положении на карте основных географических объектов. На практикуме формируются специальные экономико-географические умения и навыки работы с тематическими картами, статистическими и географическими материалами, составлять описания и сравнения географических объектов. Семинарские занятия призваны обобщить изученный учебный материал и сосредоточить внимание на выполнении заданий, требующих простого воспроизведения материала, который изложен в учебнике, а так же объяснения, где находятся те или иные объекты на картах. Задания на умение сравнивать и характеризовать географические объекты, описывать важнейшие явления природы, применять знания в новых ситуациях, логически рассуждать, анализировать схемы, диаграммы, таблицы и рисунки. Успешность выполнения многих заданий по географии зависит от умения работать с топографическими планами, картами, схемами, статистическими материалами. Семинарские занятия формируют умения самообразовательной работы учащихся. Проконтролировать уровень усвоения знаний и умений, которые необходимы для изучения последующих тем курса. Особое внимание уделяется оценке способностей учеников самостоятельно приобретать новые знания. Все есть в учебнике (задания). Инструкция и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работой. 1. Блок добывания знаний и умений (задания, разные по сложности); 2. Блок самоконтроля и взаимного контроля; 3. Методические ключи: - что нужно вспомнить; - что нужно усвоить; - что нужно уметь. Зарубежная Европа
семинар (конференция)
Вводная лекция семинар (собеседование)
(отбор материала) (выступления учащихся)
Семинар (дискуссия)
Функция учителя – от информационной к организаторской, контролирующей. Лекционно-опорные конспекты - ЭГП; - особенности хозяйства; - Выполнение заданий.
Кодификатор: Часть 1 (тип А) – выбор верного ответа из 4 – базовый уровень сложности;
Часть 2 (тип Б) – ответ в виде числа, слова, краткий ответ, последовательность – повышенный уровень сложности;
Часть 3 (тип С) – дать развернутый ответ на поставленный вопрос – высокий уровень сложности.
Всего 50 заданий: 31 – базового уровня, 12 – повышенного уровня, 7 – высокого уровня.