Четверг, 20.09.2018, 15:38
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Петровская СОШ №2"

День Победы
Основное меню
Мини-чат
Поиск

Каталог файлов

Главная » Файлы » Иностранный язык

Педагогика сотрудничества на уроках иностранного языка
[ Скачать с сервера (31.0 Kb) ] 08.08.2018, 09:36

В современном мире большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи.

Это приводит к тому, что условием успешной профессиональной деятельности становится умение работать в команде, решать комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку, а также умение организовывать взаимодействие нескольких команд. Именно поэтому технология обучения в сотрудничестве стала в последнее время одной из самых популярных стратегий обучения, так как она дает всем учащимся возможность активно участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, играть разные роли, учиться друг у друга, ценить разные точки зрения.

Обучение в сотрудничестве – групповая работа учащихся, которые работают вместе над решением какой-либо существующей проблемы или незнакомого вопроса.

Это технология, которая позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика.

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Преимущества обучения в сотрудничестве состоят в том, что помимо обучающей функции оно также развивает следующие навыки и качества:

  • Умение работать в команде — очень часто учащиеся предпочитают выполнять работу в одиночку, чем в команде, поэтому умение работать в группе очень важно на различных этапах жизни;
  • Социализацию — то есть те, навыки, образцы поведения, психологические установки, которые помогут учащемуся успешно жить в обществе;
  • Рефлексию — способность анализировать свои действия, находить и исправлять ошибки в своих поступках;
  • Взаимодействие для саморазвития — учащиеся должны осознавать, что успех их учебной деятельности зависит зачастую от совместной работы.

Когда учащиеся работают индивидуально, они стремятся к достижению собственных целей, не оглядываясь на то, что и как делают их одноклассники. Для них важны только собственные усилия и собственный успех; успехи и неудачи других не имеют для них никакого значения.

Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определенными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей).

Ученики разные - одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабый ученик досконально разобрались в материале, а заодно и сильный ученик имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Это общая идея обучения в сотрудничестве, при этом осуществляется коррекционная работа.

Например, учащимся объясняется новый материал. Времени на объяснение отводится не так уж много. При этом очень важно, чтобы новый материал был усвоен правильно. Значит необходимо организовать практику по формированию ориентировочной основы действий. Такая практика, устная или письменная, требуется каждому ученику группы. Если ребята будут работать фронтально, то слабые ученики рискуют так и не понять, почему нужно выполнять задания так, а не иначе. Если работа будет организована индивидуально, то тем более слабые ученики не смогут самостоятельно разобраться в новом материале. В малых же группах, организуемых так, чтобы в каждой группе, состоящей из 3-4 человек, обязательно был сильный ученик, средний и слабый, при выполнении одного задания на группу, учащиеся ставятся заведомо в такие условия, при которых успех или неуспех одного отражается на результатах всей группы. Оценка за выполнение этого общего задания ставится также одна на группу. Это не обязательно отметка (в баллах). Это могут быть разные виды поощрения, оценки деятельности группы.

Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Учитель в своей практике может разнообразить и эти варианты своим творчеством, применительно к своим ученикам, но при одном непременном условии - при четком соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве:

  • группы учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с учетом психологической совместимости детей. Идеальное число членов малой группы - четыре человека. При этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый (если группа состоит из трех учащихся), девочки и мальчики. Следует сделать так, чтобы в группе было как минимум два человека, чем-либо отличающихся от других. группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы.
  • оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»). При этом в ряде случаев можно предоставить учащимся самим оценивать результаты своего труда;
  • учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это бывает слабый ученик. Если слабый ученик в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное/неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы. В этом заключается и смысл коррекционной работы.

Что касается организационных ролей, то они делают более вероятным включение в работу всех членов группы. Вот несколько примеров таких ролей:

  • организатор работы – руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы;
  • протоколист – записывает идеи и результаты работы;
  • «хранитель времени» – следит за временем отведенным на выполнение задания, сообщает через определенные промежутки, сколько еще осталось;
  • оратор (докладчик) – рассказывает о результатах работы группы всему классу;
  • наблюдатель («хранитель правил») – следит за соблюдением правил работы в группе, может останавливать работу, если кто-то нарушает правила, делает анализ работы в группе;
  • «хранитель материалов» – получает от учителя материалы для работы, выдает их по мере надобности, после окончания работы собирает материалы и возвращает учителю;
  • редактор – следит за правильностью выполнения заданий;
  • лидер – берет на себя ответственность за всех партнеров по команде;
  • контролер – проверяет, все ли члены группы освоили новые знания, поняли результаты обсуждения;
  • связист («хранитель связей») – устанавливает связи с другим группами и учителем.

В начале работы в группах учащимся можно описать на карточках смысл и функции ролей и выдавать их перед началом работы. В зависимости от целей задания можно использовать все предложенные роли (и придумывать дополнительные свои) или некоторые из них. Будет хорошо, если каждый учащийся попробует себя в разных ролях.

В чем же состоит отличие обычного группового обучения от обучения в сотрудничестве.

1) взаимозависимость членов группы;

2) личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;

3) совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе;

4) социализация деятельности учащихся в группах.

5) общая оценка работы группы (описательного плана, не всегда в баллах), которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы.

Каждый из указанных аспектов необходим для плодотворной работы группы. Главное, следует структурировать деятельность учащихся таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную работу с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия.

Основные варианты организации обучения в сотрудничестве

«Обучение в команде»

Технология обучения в сотрудничестве имеет несколько вариантов. Рассмотрим наиболее интересные варианты этой технологии.

Student Team Learning или обучение в команде.

Метод обучения в команде уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащими изучению. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы. Обучение в команде сводится к трем основным принципам:

  • «награды» команда/группа получает одну на всех в виде бальной оценки/отметки, какого-то поощрения, сертификата, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение;
  • индивидуальная (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала.
  • равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами.

Индивидуально-групповая работа (Student-Teams - Achievement Divisions - STAD) и командно-игровая (Teams-Games-Tournament - TGT).

Суть индивидуально-групповой работы.

  • Учащиеся разбиваются на группы по 4 человека в каждой.
  • Учитель объясняет новый материал, затем предлагает ученикам в группах его закрепить, понять все детали.
  • Задание выполняется по частям.
  • Выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой.
  • После выполнения заданий всеми группами учитель дает тест.
  • Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. При этом учитель обязательно дифференцирует задания для сильных и слабых учеников по сложности и объему. Каждый учащийся оценивается персонально, и его отметка не влияет на результаты группы.

Рассмотрим суть командно-игровой деятельности.

  • Учитель объясняет новый материал.
  • Вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами.
  • Для этого организуются «турнирные столы»: по 3 ученика за каждым столом, равные по уровню обученности.
  • Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от «планки» стола.

Другой вариант технологии обучения в сотрудничестве был разработан профессором Э. Аронсоном и его учениками в Техасском университете и Калифорнийском университете в 1978 г. и назван Jigsaw .В педагогической практике такой вариант именуется сокращенно «Пила».

  • Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки).
  • Каждый член группы находит материал по своей части.
  • Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется “встречей экспертов”.
  • Далее они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы.
  • Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
  • Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команде в целом.
  • Учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.
  • Вопросы задает не только учитель, но и члены других групп.

В 1986 году Р. Славин разработал вариант технологии «Пила-2» Jigsaw – 2, суть которой заключается в следующем:

  • Учащиеся организу­ются в группы по 4 – 5 человек.
  • Вся команда работает над одним и тем же материалом.
  • Каждый член группы получает свою подтему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом.
  • Встречи экспертов из разных групп.
  • Все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивается.
  • Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая набрать наивысшее количество баллов, награждается.

Вариант технологии обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» learning together был разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (Д. Джонсон, Р. Джонсон). Согласно ему,

  • Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3 – 5 человек.
  • Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс.
  • В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.
  • По ходу работы группы общаются между собой в процессе коллективного обсуждения, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая друг другу вопросы.
  • Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика.

Необходимо помнить и объяснять учащимся, что работа в группе – это не развлечение в учебное время, а учебная деятельность, которая способствует повышению уровня знаний и развивает навыки работы в команде. Стоит признать, что учащиеся, как правило, активно поддерживают идеи группового обучения.

Категория: Иностранный язык | Добавил: saturn
Просмотров: 6 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Новое на сайте
Ссылки
НОК ОД
Форма входа
Разное
Страницы педагогов
Календарь событий
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
Классное руководство [1]
Разработки воспитательных мероприятий
Литература [10]
Материалы к урокам литературы
Русский язык [5]
Материалы к урокам русского языка
География [1]
Материалы к урокам географии
История [15]
Материалы к урокам истории
Начальные классы [13]
Материалы к урокам в начальных классах
Педагогика [2]
Методические статьи
ОРКСЭ [1]
Обществознание [2]
Материалы к урокам обществознания
Иностранный язык [8]
Материалы для уроков иностранного языка
Опрос
Оцените наш сайт

Всего ответов: 74

МБОУ "Петровская СОШ № 2" © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz