ИГРА КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Плехун Людмила Геннадьевна, преподаватель-организатор ОБЖ, МОУ «Петровская СОШ», с. Лузино.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пор для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование любви к Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое должна сделать школа: ее роль в этом плане невозможно переоценить. Одним из средств, способствующих формированию у школьников знаний и умений, необходимых для грамотных действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, является игра. В игре ребенок (подросток) развивается как личность, получает новые знания, овладевает необходимыми умениями. Кроме того, у него появляется возможность актуализировать имеющиеся знания и проверить свои умения и навыки. В процессе игровой деятельности происходит развитие активности, самостоятельности, творчества и инициативы учащихся, так как игра построена на интересе, эмоциональной привлекательности, увлеченности и желании каждого участника проявить себя с наилучшей стороны. В ходе игры у обучаемых формируются такие стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность их социальной практики, отношения с окружающими, готовность к действиям в неординарных, в том числе несущих прямую угрозу жизни и здоровью ситуациях. Чтобы ребенок хотел добровольно приобретать новые знания, навыки умения, педагог должен опираться на его интерес. Самый надежный из таких интересов – это игра. Игра во всех ее проявлениях: подвижные и интеллектуальные, игры в ходе занятия, на перемене и в походе – может помочь усвоить новую информацию тут же применить ее, снять усталость, настроить на учебу и так далее. Особенно важно помнить, что игра – обязательный компонент любых занятий с группой детей. Игра способствует сплочению детско-подростковых групп, делает их стабильными. Игровая деятельность более, чем всякая иная, делает возможным создание жизненных воспитывающих ситуаций. Игра особенно важна для ребенка и подростка, поскольку в процессе игровой деятельности происходит наиболее полное накопление социального опыта. После занятий в школе и выполнения домашних заданий учащиеся испытывают острую потребность в восстановлении затраченных физических и духовных сил. Это обуславливает большую тягу учащихся все возрастов, особенно младших школьников и подростков, к активной игровой деятельности, к занятиям любимым видом спорта. Игры являются сильным средством психологической, в том числе волевой подготовки. Включение в игру нравственных элементов в виде найденных и точно сформулированных девизов, эмблем и другой символики, соблюдение этики и церемониальных приемов (в том числе построение соревнующихся команд до начала и по окончанию игры), требований взаимного уважения и взаимопомощи способствуют формированию общей дисциплинированности, чувства товарищества и коллективизма у ребят. Игра приучает действовать дружно, целеустремленно, в интересах общего дела. Глубокий разбор достижений и недостатков развивает у ребят воображение и привычку создавать мысленный план и модель игровой ситуации, определять в ней собственное место. На практике военно-патриотическое воспитание существует, как правило, не в чистом виде, а в единстве, в сочетании с другими видами воспитания. Как показывает опыт, наиболее эффективными формами патриотического воспитания, позволяющими реализовать индивидуальные и коллективные запросы детей, являются кружки, клубы, команды и другие объединения, а также все виды игровой деятельности. Школа работает по программе «Патриот». В рамках этой программы проводятся интеллектуально-познавательные игры «В стране знаний», «К тайнам природы», «Зарница» (Приложение 1), «Орленок», «Станции безопасности», игры-путешествия, игры-поручения, игры-загадки, игры-предложения, выставки, защита плакатов «Ради жизни на земле», походы, экскурсии, акции, Вахты Памяти, Встречи с ветеранами, Уроки Мужества и другое (Приложение 2). Этот год программы был посвящен Афганистану. Проведены мероприятия «Шурави – герои Афганской войны», «Наша сцена – весь мир», «Наш принцип - бескорыстие», «Наш путь милосердие» (наиболее значимые операции в Афганистане и герои Афганской войны). Был собран материал об афганцах нашего села. Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России.
Приложение 1. Военно-спортивная игра «Зарница». 1. Цели и задачи: · воспитание патриотизма; · приобщение молодежи к спорту и военному делу; · формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих. 2. Время и место проведения 3. Участники Отделения 7-8 классов в количестве 8 человек (1 из них – запасной участник) и 1 руководителя. 4. Руководство подготовкой и проведением игры «Зарница» 5. Программа военно-спортивной игры «Зарница» Контрольный пункт (КП-1); 2 – строевая подготовка (участвуют все отделения): · доклад о готовности к конкурсу при регистрации (выход из строя, доклад, возвращение в строй); · перестроение из одной шеренги в две и наоборот; · выход из строя, повороты направо, налево, кругом. КП-3 – Государственная инспекция безопасности дорожного движения (участвуют все отделения): · конкурс знатоков правил дорожного движения; · конкурс рисунков (5 шт. формата А-4) КП-4 – Гражданская оборона (участвуют все отделения): · надевание противогаза; · нахождение пораженного, надевание на него противогаза; · преодоление участка «зараженной местности». КП-5; 6 – Спортивные соревнования. Полоса препятствий (участвуют все отделения): · прохождение «болота» по кочкам; · лабиринт; · «мышеловка»; · попадание мячом в цель; · прохождение по бревну КП-7 – Стрельба из пневматической винтовки. КП-9 – «Эстафета» Участвуют 2 мальчика, 2 девочки. Дистанция для мальчиков 100м, для девочек – 60 м. 6. Подведение итогов и награждение победителей.
Приложение 2. Мероприятия по военно-патриотическому воспитанию учащихся. 1. Беседы на темы: · «Разгром немцев под Москвой» · «Герои и подвиги» · «Ветераны-земляки» · «Учителя-ветераны» · «Солдатские вдовы» · «Моя семья в годы Великой Отечественной Войны» · «Армия-освободительница» · «Наследники великой Победы» 2. Конкурс чтецов «Есть праздник, что всегда с тобой», «Строки, опаленные войной» 3. Конкурс военной песни: · «Этих дней не смолкнет слава» · «Фронтовой привал» · «Эх, дороги…» 4. Выпуск газет, творческих боевых листков: · «Служба ратная, служба солдатская» · «Слава воину-победителю!» · «Этих лет не смолкнет слава» · «Огненные годы» 5. Экскурсии в историко-художественные музеи, к памятникам и мемориалам, обелискам. 6. Встречи с ветеранами войны «Уроки памяти». 7. Викторина «Поклонимся великим тем годам!». 8. Конкурс детского изобразительного творчества «Салют Победы», «Наша Армия». 9. Конкурс сочинений «Что я знаю о войне». 10. Акция «Доброе слово ветеранам». 11. Вахта памяти. 12. Игры, эстафеты, смотры «Зарница» и «В страну знаний», «Победа». 13. Поисковая работа. 14. Музейная работа – экспозиции, стенды БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Агапова И. А. Давыдова М. А. «Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия:1-11 классы». – М.: ВАКО, 2006. 2. Бестятова Н. К. «Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации». – М.: Айрис-пресс, 2006. 3. Михайлов А. А. «Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». – М.: Дрофа, 2005. 4. Смирнов А. Т., Мишин Б. И. «Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». – М.: Просвещение, 2004