Пятница, 26.04.2024, 20:25
Приветствую Вас Гость | RSS


МБОУ "Петровская СОШ № 2"

ПОС
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Сведения об ОО
Учебный процесс

Каталог файлов

Главная » Файлы » Начальные классы

Единство сохранения здоровья и успешности обучения
[ Скачать с сервера (13.0 Kb) ] 23.03.2014, 10:14

В школьный период продолжает формироваться здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. Проблема здоровья детей стоит очень остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё бессмысленно.

                    Учитывая это, я поставила перед собой задачи:

      1. Обеспечить школьное образование без потерь здоровья и с уклоном укрепления здоровья учащихся.

      2. Формировать потребности личности в сохранении и укреплении здоровья.

       При этом большее внимание необходимо уделять:

-- работе с родителями,

-- сбалансированному горячему питанию,

-- медицинскому обслуживанию,

-- психическому, социальному благополучию ( эмоциональному настрою  

    ребёнка),

-- требования к уроку,

-- спортивным разминкам и занятиям,

-- урокам «Здоровья»,

       Открою содержание только некоторых пунктов

           Работа с родителями.

Во время подготовительного периода к школе провожу родительские собрания и индивидуальные беседы, где выясняю о состоянии здоровья каждого ребёнка. Предлагаю посещение летней оздоровительной площадки – первый период адаптации ребёнка к школе, к детям (у нас почти все дети домашние).                 

       После посещения летней оздоровительной площадки становится  понятно, что у многих детей иммунитет ослаблен. Деева Маша и Кламм Маша не закончили занятия в подготовительной группе из – за болезни поэтому была проведена индивидуальная работа с родителями о том, что могут быть  трудности в освоении программы.

        Видя сложившуюся обстановку на первом сентябрьском  собрании была проведена беседа о закаливании организма ребёнка и режиме дня школьника. Решили продолжить посещение бассейна.

       Уже в октябре был разговор о приобретении и ремонте школьных лыж для уроков физ. культуры. Многие родители откликнулись на предложение о ремонте т.к. не каждая семья может позволить покупку лыж.

       Из опыта работы - было предложено принести мини – подушечки для стульчиков, стульчики остывают и вытягивают тепло ребёнка, от этого становится неуютно; во время эпидемии гриппа сделать медальоны из чеснока.  

        В проекте:

                   -  семейные походы на лыжах,

                   -  в бассейн,

                   - чистая бутылированная вода для питья.                                   

      Эмоциональный настрой ребёнка.   

          Здоровье это состояние “полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. В школе больше внимания уделяется физическому развитию и очень мало состоянию психического и социального благополучия.

            Основная задача учителя – развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.

           Достаточно утром взглянуть на ребёнка и сразу ясно, кому с утра       испортили настроение. Замечено – учеба не заладится. Требуется скорая помощь в виде доброго слова, шутки, попросить помощи и за это похвалить (для этого у меня есть памятка « 55 способов похвалы») или просто попросить улыбнуться.   Говоря человеку доброжелательные слова вы получаете в ответ энергию добра, рассчитываете на ответное проявление симпатии, что немаловажно для контакта учителя с учеником.                                                                                                                           

           Урок начинаю с улыбки и пожелания успеха. На уроках хвалю даже за незначительные успехи, ученик сразу включается в работу, если дан неправильный ответ – любим, доказывать, почему такой ответ получился – поэтому ребёнок не боится неправильно сказать – это активизирует ученика.                                                  

         Марина не могла научиться читать слог. И уже со слезами шла в школу. На одном из уроков она прочитала слово по слогам. Я её так похвалила, что она подняла голову и смотрела по сторонам – видят ли все её успех. После этого случая чтение пошло на лад.

         В этом году в первый класс пришла девочка, которая даже при работе с психологом разговаривала через старшую сестру. Родители не предупредили о её лёгком заикании. Но Маша заговорила на первом занятии в подготовительной группе: тихо, неуверенно, заикаясь. Дети захихикали (проскочила мысль, что Маша замкнётся), пришлось провести беседу об индивидуальности человека, о речи, об уважении друг к другу и терпении. Теперь Маша,  как и все работает на уроке. Даже родители были удивлены, что их ребёнок разговаривает на уроке.

           Работа учителя усложняется ещё и тем, что в каждом наборе есть дети из неблагополучных семей. У детей из этих семей по вине родителей бывает такое психоэмоциональное напряжение, что у них даже появляется румянец на щёках от неудобной ситуации:

          - нет справки после болезни (мама не дала, а ребёнка даже на ФАП не водили – ложь, о которой ребёнок знает и понимает),

          - берут квитанции на оплату питания, но не оплачивают (иногда даже боишься спрашивать, а не спросить нельзя вдруг забыли отдать),

           - мама, после лечения педикулеза, подстригла ребенка коротко. Ребёнок ходит целый день в капюшоне.

       В этих случаях работа проводится и с родителями, и с учениками, но так чтобы не унизить родителей в глазах ребёнка и, чтобы восстановилось душевное равновесие ученика.

    При подготовке к урокам стараюсь соблюдать следующие требования:

                    Требования к уроку.

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски).
  2. Норма видов учебной деятельности на уровне – 4 – 7 (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач).

Однообразность урока способствует утомлению школьника. Частая смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.

  1. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7 – 10 мин.
  2. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трёх.  Чередование видов преподавания не позже чем через 10 – 15 мин.
  3. На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
  4. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
  5. Должны присутствовать оздоровительные моменты: Физминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика,  гимнастика для глаз. Норма: на 15 – 20 мин. Урока по одной минуте из трёх лёгких упражнений с 3 – 4 повторениями каждого.
  6. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
  7. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
  8.  Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутки, улыбка, музыкальные минутки, небольшое стихотворение.        

           Для оценки динамики состояния здоровья школьников можно использовать карты наблюдений, на основе которых составляются

     Сводные таблицы. Отсюда уже думать, над чем работать дальше, чтобы сохранить здоровье наших детей.

                 Спортивные разминки и занятия.                                            

  --    Правило посадки. Физминутки (разминка для глаз, позвоночника, для кистей рук – распечатки прилагаются).

        --    Уроки физ. культуры

        --     Активный отдых на перемене. Игры с учениками дежурного класса.

  --    Каждый первоклассник нашёл себе дело по душе. Почти все дети посещают спортивный кружок, танцевальный.

                   Уроки «Здоровья».

Параллельно с родительскими собраниями были проведены уроки «Здоровья с учащимися»:

        1.-- Закаливание организма. Утренняя гимнастика, Водные процедуры, обтирание, ходьба по влажной дорожке, дорожка – экстрим.

        2.-- Режим дня школьника.

        3.-- Классный час «Путешествие с Мойдодыром». (Читали сказку, обсуждали, рассуждали, сделали выставку рисунков).

             4.-- Обсуждали правила одежды. Одежда для учёбы, как правильно   

    одеваться во время морозов.

                                                     В проекте:      Одежда для жаркого сезона.

             5.-- Как себя вести в сильные морозы.

                                                      В плане: Как себя вести в летние жаркие дни.

             6.-- Выучили правила пожарной безопасности.

             7.—П. Д. Д.

             8.-  Компьютер и мы.

             9.-- Правила поведения на водоёмах.

             10.—Что такое отдых и безделье. Правила отдыха.

             11.-- В школе моем руки перед едой и после туалета. У каждого в      

                     портфеле одноразовые салфетки.

             12.-- Участвуем в общешкольных мероприятиях «За здоровый образ  

                       жизни».

                        Важно, чтобы каждый ученик нашёл себе дело по душе и был занят, а не слонялся от безделья из угла в угол дома и,  повзрослев, ушёл на улицу в различные группировки. Как правильно отдыхать, тоже нужно научить ребёнка. Здесь, конечно же, не на последнем месте личный пример родителей и обязательный ненавязчивый контроль.

                    О благоприятном завершении этапа младшего школьного возраста можно говорить тогда, когда при окончании начальной школы ребёнок: хочет учиться, может (умеет) учиться, верит в свои силы, ему хорошо, интересно, комфортно в школе (во всяком случае, он идёт туда не со страхом и отвращением).

   Библиотечный список.

  1. Тараканова Л.А. Здоровьесберегающие технологии. Стр. 120. журнал «Завуч».№ 2, 2002год.
  2. Алексеева Е.А. Здоровьесбережение, как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников. Статья в Интернет.
Категория: Начальные классы | Добавил: saturn
Просмотров: 650 | Загрузок: 22 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Большая перемена
Новое на сайте
Навигатор.дети
Безопасность
Ссылки
НОК ОД
Форма входа
Разное
Страницы педагогов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
Классное руководство [1]
Разработки воспитательных мероприятий
Литература [11]
Материалы к урокам литературы
Русский язык [5]
Материалы к урокам русского языка
География [1]
Материалы к урокам географии
История [14]
Материалы к урокам истории
Начальные классы [13]
Материалы к урокам в начальных классах
Педагогика [2]
Методические статьи
ОРКСЭ [1]
Обществознание [2]
Материалы к урокам обществознания
Иностранный язык [8]
Материалы для уроков иностранного языка
food [0]
Опрос
Оцените наш сайт

Всего ответов: 88

МБОУ "Петровская СОШ № 2" © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz