Среда, 08.05.2024, 14:48
Приветствую Вас Гость | RSS


МБОУ "Петровская СОШ № 2"

ПОС
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Сведения об ОО
Учебный процесс

Каталог файлов

Главная » Файлы » Педагогика

Проектная деятельность как способ формирования УУД на уроках литературы и во внеурочной деятельности
[ Скачать с сервера (4.72 Mb) ] 21.12.2013, 21:46

                                                  МКОУ «Петровская СОШ №2»

                                                   Манько Татьяна Александровна,

                                                             учитель русского языка и литературы.

 

Проектная деятельность как способ формирования УУД на уроках литературы и во внеурочной деятельности

 

В современных условиях развития общества преподавание литературы требует новых подходов, так как необходима переориентация обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности как нравственной характеристики личности. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897, ориентирует педагогов на «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного  учебного  проекта, направленного на решение научной, личностной, социально значимой проблемы» .

Одна из основных целей урока литературы – активизация познавательного интереса ученика к художественному произведению и личности автора. Для того чтобы деятельность ученика в ходе изучения и анализа произведения была приоритетной, необходимо использовать активные формы обучения. Эффективной формой обучения в современных условиях становится проектная деятельность учащихся.

 

Целью проектной деятельности  является :

- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

-  Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

-  Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

-  Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

 Классификация проектов

1. Исследовательский проект.

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Примером такого проекта может служить работа учащихся Шабалиной Алины, Дубковой Алёны, Шабалина Дениса, Куликова Сергея «Так должны жить люди! ».

Перед ребятами стояла задача: найти в разных источниках мудрые слова Ч. Айтматова о литературе, о её значении, о жизни, о нравственности, о роли языка. На организационно-подготовительном этапе было принято решение прочитать тексты произведений, выбрать предложения, которые звучат как афоризмы. В результате был получен продукт – банк афоризмов, готовых к демонстрации на уроках, к использованию в сочинениях. Афоризмы «помогали» обучающимся увидеть мудрость, значимость мыслей, чувств этого писателя, человека, увидеть масштаб его творчества и влияние на жизнь людей. Работа презентовалась в рамках телекоммуникационного проекта и отмечена грамотой.

2. Информационный проект.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность - методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки") и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) - результат (статья, реферат, доклад, видео) - презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции, пр.).

Примером такого проекта служит работа Дубковой  Алёны «Декабристы в лицах». В ходе работы ученица собрала и обобщила материал по биографии декабристов, прочитала художественные и научные книги по теме, посмотрела художественные фильмы о восстании декабристов. В ходе работы была создана презентация и представлена в рамках проекта «Из искры возгорится пламя!?»

Примером информационного проекта служит работа Долгих Екатерины «Судьба» (по творчеству Чингиза Айтматова). Проект  предполагал обращение к возможностям получения материала из сети Интернета. На настоящий момент существует достаточное количество сайтов, посвящённых писателю. Но каждый сайт содержит материал разнородный. В созданной презентации информация приведена в систему, удобную для использования в обучении. Продукт был презентован в рамках телекоммуникационного проекта «Чингиз Айтматов – духовная опора народа».

 3. Творческий проект.

Такой проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции).

Пример такого проекта - выпуск литературной газеты «Иван Андреевич Крылов» (5класс), «Друзья-лицеисты» (6 класс)

4. Игровой проект.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая 

При изучении темы басни в 5 классе разработали проект «Человеческие характеры в баснях И.А. Крылова».  Изучая   басни, пришли к выводу: басня – это маленькая сценка, которую можно разыграть. Для этого необходимо разработать психологический портрет героя. Это его жесты, мимика, костюм. После проделанной работы разыграли получившиеся сценки на уроке.

Также примером игрового проекта может служить работа учащихся 6 класса «Широкая Масленица». Задача проекта: привитие интереса к русской культуре, сохранение традиций и обычаев праздника и привлечение к активной творческой деятельности учащихся школы и их родителей. Во время работы над проектом ребята собрали пословицы, поговорки, частушки о Масленице. Итогом работы стала выставка кукол, в которой приняли участие все классы нашей школы.

5. Практико-ориентированный проект.
Отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
В результате работы получаем конкретный материальный продукт, который заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы. Например, учебное пособие для кабинета по предмету. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Продуктивно повторять и обобщать пройденный материал, давая учащимся задания создать тест, кроссворд или викторину. Думаю, многие это делают. Но ещё лучше - оформить работу в виде презентации. Тогда это и нагляднее, и легче используется на уроке.

 Вывод.

Работая над проектами, дети учатся анализировать, синтезировать, сопоставлять изучаемый материал, проводить аналогии, исследовать отношение общества к той или иной проблеме, решать вопросы взаимодействия в группах.  Для достижения лучшего результата всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.

В результате проектной  деятельности у учащихся формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действии будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение

   В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

   В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики научатся воспринимать и анализировать литературные произведения, овладеют действием моделирования, широким спектром логических действий.

   В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся  приобретут умения учитывать позицию единомышленника и оппонента, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.

Особенно важны общеучебные умения и навыки, формированию которых следует уделять особое внимание на уроках литературы:

осмысленно читать художественные, научно-популярные и публицистические тексты, соответствующие возрасту; пересказывать текст; искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках (в том числе с использованием компьютера);

выполнять работу по несложному алгоритму; ставить новую задачу, определять последовательность действий по ее решению; доводить начатое дело до конца;

описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения;

видеть границу между известным и неизвестным; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям, а главное – склонность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде;

вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии, организовывать свою работу в группе, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества (умение регулировать конфликты, понять точку зрения другого, содержательно оценить достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников по совместной работе; скоординировать разные точки зрения и достичь общего результата.

Категория: Педагогика | Добавил: saturn
Просмотров: 4462 | Загрузок: 227 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Большая перемена
Новое на сайте
Навигатор.дети
Безопасность
Ссылки
НОК ОД
Форма входа
Разное
Страницы педагогов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
Классное руководство [1]
Разработки воспитательных мероприятий
Литература [11]
Материалы к урокам литературы
Русский язык [5]
Материалы к урокам русского языка
География [1]
Материалы к урокам географии
История [14]
Материалы к урокам истории
Начальные классы [13]
Материалы к урокам в начальных классах
Педагогика [2]
Методические статьи
ОРКСЭ [1]
Обществознание [2]
Материалы к урокам обществознания
Иностранный язык [8]
Материалы для уроков иностранного языка
food [0]
Опрос
Оцените наш сайт

Всего ответов: 88

МБОУ "Петровская СОШ № 2" © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz