Суббота, 29.02.2020, 00:20
Приветствую Вас Гость | RSS


МБОУ "Петровская СОШ № 2"

День Победы
Основное меню
Мини-чат
Поиск

Каталог файлов

Главная » Файлы » ОРКСЭ

Культура и мораль
[ Скачать с сервера (4.51 Mb) ] 11.12.2013, 19:33

Урок 3. Культура и мораль.

Тип урока:  комбинированный урок

Цель: развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нормах морали.

Задачи:

Личностные

·        формирование нравственных качеств личности младших школьников через расширение представлений  о культуре и морали

Метапредметные

·        развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

·        развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

Предметные

·        дать представление  о культуре и морали, научить различать материальную и духовную культуру, показать роль морали в жизни общества;

Основные термины и понятия: мораль, культура, моральные нормы.

Оборудование к уроку:

 Персональный компьютер

Проектор, УМК «Основы религиозных культур и светской этики»

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений.  – М. : Просвещение, 2012. – 63 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ. материалы для общеобразоват. учреждений.  – М. : Просвещение, 2012. – 240 с.

3. Электронное приложение к учебнику.

4.Приложения: 1(задания к проверке д.з.); 2(туесок – предмет материальной культуры); 3(японская притча); 4(задания на закрепление темы); 5,6(дневник самонаблюдений, звездная страничка); 7(рабочий лист для домашнего задания).

5. Стихотворение С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»

6. мультфильм «Притча о добром самарянине» (при наличии времени) 

ХОД УРОКА

I. Организация  деятельности учащихся

Деление на группы с помощью цветных магнитиков.

-Выберите себе магнитик того цвета, который вам больше всего нравится. Объединитесь в 3 группы по одинаковым цветам. За каждый правильный ответ группы помещают цветные магнитики на доску, а в конце урока посчитаем их, и определим, какая группа была успешнее.

II. Актуализация знаний по теме «Светская этика».

- Что такое светская этика? (светская этика - нормы поведения, принятые в гражданском обществе).

- Выполните задания на повторение темы светская этика.

Задание группам: (Приложение 1).

    III. Изучение нового материала.

Учитель в руках держит туесок.

- Как вы думаете,  что это такое? Для чего его использовали? (Приложение 2)

 Туесок — небольшой берестяной короб с крышкой.

 - Можно ли сказать что это предмет культуры?

 - Какие чувства у вас возникают, глядя на туесок?

 - О чем нам надо на уроке узнать? (о культуре)

 - Что вы хотите знать о культуре? Что означает слово культура?

- Что вы можете сделать для поддержания культуры? (изучать ее, развивать, обогащать)

- Найдите в учебнике на с.9 непонятное для вас слово (мораль).

- Сформулируйте тему урока (Культура и мораль). Запишите ее в тетрадь.

- Сформулируйте вопрос к теме (Как слово культура соотносится со словом мораль?).

- Почему не можем ответить на этот вопрос сразу? (возникает затруднение).

- Почему возникло затруднение?

- Какова цель нашего урока? (узнать, что такое культура и мораль, какая культура бывает, какова роль морали в жизни общества?)

На с. 8 учебника найдите  слово культура, прочитайте и объясните происхождение этого слова.

Культура - в  переводе с латинского «возделывание земли».

Культура - предметы человеческого труда; представления, идеи, ценности, идеалы,  традиции, обычаи, нормы и правила. 

Запишите в тетрадь понятие.

(комментированное чтение по учебнику с. 8-9)

 - Какие предметы человеческого труда вы знаете?

 - Какая это культура? (материальная)

Материальная культура – включает в себя предметы человеческого труда.

Запишите в тетрадь.

 - Какие традиции и обычаи вам известны?

 - К какой культуре они относятся? (к духовной)

Духовная культура - представления, мысли людей, ценности, идеалы, традиции, обычаи, нормы, правила.

Запишите в тетрадь.

 - Назовите виды духовной культуры (политическая, правовая, мораль).

Каждый народ в разное время создавал и сейчас создает собственную культуру. Эти культуры существуют вместе. Обогащая друг друга. Поэтому очень важно изучать культуру не только своей страны, своего народа, но и других стран и народов.

-Послушайте японскую притчу «Жадная хозяйка» и ответьте на вопрос:

-Какие поступки мешают людям жить, а какие помогают? (Приложение 3).

-Какой поступок сделала хозяйка? (злой)

-Какое правило поведения можно сформулировать? (не жадничай)

Задание группам: «Сформулируйте и назовите правила поведения, которые помогают людям жить» (не лги, не завидуй, уважай родителей, выполняй обещания, помогай нуждающимся, не воруй, не убивай и т.д.)

ФИЗМИНУТКА

Солнце  светит ярко (руки в стороны),

Всем нам будет  жарко (помахали на себя руками).

Мы друг к другу повернемся,

Улыбнемся, засмеемся.

Крепко руки мы пожмем

И снова работать начнем.

Задание группам:

- Прочитайте стихотворение С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое» (стихотворение разделено на три части, каждая группа выразительно зачитывает свою часть)

- Какие поступки поощряются в обществе?

Знания о добре и зле постепенно перешли в  нормы   поведения.

- Для чего нормы поведения  нужны? (чтобы регулировать поведение людей)

Человека, который соблюдает  моральные нормы, как мы можем назвать? (культурный)

- Моральные нормы и ценности – это, какая культура? (духовная)

Задание группам:

- Сформулируйте ответ на вопрос, который вызвал у вас затруднение в начале урока (Как слово культура соотносится со словом мораль?).

(Мораль – особый вид духовной культуры)

IV Закрепление знаний.

Задание группам:

- Определите по иллюстрациям из сказок, какие нормы морали были нарушены героями сказок.

(Приложение 4)

Просмотр мультфильма (При наличии времени)

 «Притча о добром самарянине»

-Какие моральные нормы нарушены героями мультфильма?

-Что значат слова Иисуса: «Иди, и поступай также!».

Народная мудрость:

- Объясните пословицы

·         Доброму человеку и чужая беда к сердцу.

·         За добрые дела всегда похвала.

·         Доброе братство — дороже богатства.

·         Не кричи о себе, пусть другие о тебе тихо скажут.

      Туесок у нас необычный, внутри его тепло. Посмотрим, что там? Приятные, добрые, теплые слова. (Внутри лежат листочки с комплиментами, каждый достает листочек, выбирает человека которому хочет сделать приятное  и читает ему комплимент. Комплименты должны получить все.  

V. Итог.

- Что такое культура? (предметы человеческого труда (материальная культура), а также представления, идеи, нормы и правила (духовная культура)

- Что такое мораль? (система норм и ценностей, регулирующих поведение людей)

-  Какова роль морали в жизни общества?

Рефлексия.

Группы подсчитывают количество магнитиков на доске.

- Какая группа у нас сегодня работала успешнее? Почему? Над чем нужно поработать другим группам?

Для чего нам нужны знания о культуре и морали?

Заполните звездную страничку и дневник самонаблюдений (Приожение5, 6)

12. Домашнее задание

Урок №3. Выполни задания к уроку в электронном приложении к учебнику и в рабочем листе (Приложение 7)

Категория: ОРКСЭ | Добавил: saturn
Просмотров: 6216 | Загрузок: 800 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Новое на сайте
Ссылки
НОК ОД
Форма входа
Разное
Страницы педагогов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
Классное руководство [1]
Разработки воспитательных мероприятий
Литература [11]
Материалы к урокам литературы
Русский язык [5]
Материалы к урокам русского языка
География [1]
Материалы к урокам географии
История [14]
Материалы к урокам истории
Начальные классы [13]
Материалы к урокам в начальных классах
Педагогика [2]
Методические статьи
ОРКСЭ [1]
Обществознание [2]
Материалы к урокам обществознания
Иностранный язык [8]
Материалы для уроков иностранного языка
Опрос
Оцените наш сайт

Всего ответов: 74

МБОУ "Петровская СОШ № 2" © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz